Создание представительства иностранной компании в РФ
ЖалобаВопрос
Опишите причину своей жалобы
А при какой ситуации такого рода деятельность может потребовать от гонконгской компании встать на налоговый учет в России или не просто встать на налоговый учет, а еще и аккредитовать представительство в России?
есть решение
0
Кадры
7 лет
1 Ответ
698 просмотров
Новичок 0
Ответ ( Один )
Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ
Деятельность иностранных компаний в РФ может осуществляться в двух направлениях: пассивное инвестирование в российские компании и активное самостоятельное ведение бизнеса в России. Выбирая первое направление, иностранные фирмы не создают представительства в России. В этом случае российская организация — источник выплаты дохода — выступает налоговым агентом и удерживает налог из доходов, подлежащих выплате в пользу иностранной компании, в соответствии со ст. ст. 309, 310 Налогового кодекса РФ (НК РФ).
В настоящее время иностранные компании при выборе организационной формы ведения бизнеса в России отдают предпочтение созданию обособленных подразделений (представительств, филиалов и др.) иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. Подразделение иностранной компании должно быть аккредитовано и поставлено на учет в налоговых органах по месту осуществления деятельности в РФ с целью исчисления и уплаты налогов.
Государственный контроль за созданием филиала иностранного юридического лица, открытием его представительства, прекращением деятельности этих филиала, представительства, в том числе за открытием и прекращением деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, на территории Российской Федерации осуществляется посредством их аккредитации. Т.е. процесс создания иностранного представительства включает в себя аккредитация (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»).
Наличие или отсутствие постоянного представительства в РФ, т.е. свой налоговый статус, иностранные организации определяют самостоятельно исходя из положений ст. 306 НК РФ, а также с учетом норм международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
Постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности в России через ее отделение. При этом деятельность по созданию отделения сама по себе не создает постоянного представительства (абз. 1 п. 3 ст. 306 НК РФ). Таким образом, моментом образования постоянного представительства будет признаваться первый день осуществления предпринимательской деятельности в России через это представительство.
Деятельность иностранной организации на территории РФ приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам (п. п. 2, 9 ст. 306 НК РФ):
1. Деятельность в России осуществляется через:
— созданное обособленное подразделение (например, филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство),
или
— иное место деятельности (в том числе строительную площадку),
или
— зависимого агента (уполномоченное лицо).
2. Деятельность связана с:
— проведением работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
— продажей товаров с расположенных на территории РФ и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
— пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
— осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением деятельности подготовительного и вспомогательного характера.
3. Деятельность является предпринимательской, т.е. направленной на систематическое получение прибыли и осуществляемой на свой риск (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
4. Деятельность носит регулярный характер.
Критерии регулярности деятельности Налоговый кодекс РФ не установил.
Ранее данные критерии разъяснялись в п. 2.2.1 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150 (далее — Методические рекомендации), которые утратили силу с 19 декабря 2012 г.
В соответствии с Методическими рекомендациями контролирующие органы оценивали регулярность деятельности исходя из времени ее осуществления на территории РФ. По их мнению, регулярной являлась деятельность иностранной организации, осуществляемая в России в течение 30 и более календарных дней в году непрерывно или по совокупности (Письмо Минфина России от 24.06.2008 N 03-08-05).
Однако суды не всегда соглашались с такой оценкой. Так, ФАС Северо-Западного округа указал, что заключение иностранной компанией в России единичного договора на строительство и выполнение в рамках данного договора проектных работ не могут быть признаны регулярной предпринимательской деятельностью. При этом факт регистрации представительства в России не имеет значения для квалификации коммерческой деятельности как деятельности через постоянное представительство (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2005 N А56-24202/04).
Если иностранная организация осуществляет в России исключительно деятельность подготовительного или вспомогательного характера, то это не приводит к образованию постоянного представительства (п. 4 ст. 306 НК РФ).
Следует отметить, что ст. 306 НК РФ не содержит четкого определения подготовительной и вспомогательной деятельности, а лишь предусматривает открытый перечень видов такой деятельности.
Если исходить из буквального толкования, то к подготовительной следует относить деятельность, которая направлена на создание условий для ведения основной деятельности (например, исследование рынка, взаимодействие с государственными органами для получения лицензий, разрешений, сертификация продукции и др.). Иными словами, она предшествует началу основной деятельности иностранной организации в России.
Вспомогательная деятельность — это деятельность, которая обеспечивает процесс ведения основной предпринимательской деятельности компанией. Она осуществляется одновременно с основной деятельностью, при этом к основной деятельности не относится. В качестве примера вспомогательной деятельности можно привести распространение рекламной информации о производимой продукции, сбор информации о потенциальных клиентах, демонстрацию образцов продукции без осуществления ее регулярных поставок со складов в России, заключение договоров с организациями для обеспечения деятельности самого отделения (бухгалтерские услуги и пр.).
Согласно п. 4 ст. 306 НК РФ к подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:
1. Использование сооружений и содержание запасов товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки (пп. 1, 2 п. 4 ст. 306 НК РФ).
2. Содержание постоянного места деятельности исключительно для:
— закупки товаров этой иностранной организацией (пп. 3 п. 4 ст. 306 НК РФ);
— сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией (если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации) (пп. 4 п. 4 ст. 306 НК РФ);
— простого подписания контрактов от имени организации, если такое подписание происходит в соответствии с ее детальными письменными инструкциями (пп. 5 п. 4 ст. 306 НК РФ).
Если вы затрудняетесь определить, приводит ваша деятельность в России к образованию постоянного представительства или нет, вы вправе обратиться с письменным запросом в налоговый орган для получения разъяснений.
В Письме от 12.01.2011 N 16-15/000679@ специалисты УФНС России по г. Москве указали, что определить, привела ли деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства, можно на основании:
— данных налоговых деклараций по налогу на прибыль, представленных в налоговый орган по месту постановки на учет в РФ;
— сведений о движении денежных средств по расчетному счету в связи с осуществлением деятельности в РФ;
— сведений об уплате налогов в РФ;
— иной информации, которой располагает налоговый орган РФ по месту постановки на учет иностранной организации или которую он может получить в результате проведения мероприятий налогового контроля в отношении такой организации.
В ответ на запрос налоговый орган выдаст документ о подтверждении наличия постоянного представительства либо о том, что ваша деятельность не приводит к образованию такого представительства.