Дата окончания камеральной налоговой проверки

Жалоба
Вопрос

Опишите причину своей жалобы

Жалоба
Отмена

Добрый день!
По итогам камеральной налоговой проверки составлен акт. По результатам внутренней проверки в организации установлено: бухгалтер допустил механическую ошибку в дате уплаты налога, которая не привела к потерям бюджета (по факту все было уплачено в установленные законом сроки). В настоящий момент организация оштрафована по ст.122 НК РФ. Организация хочет подать уточненку (в которой уточнить не основные значения , а ДАТУ) зная о Письме от 20.11.2015 № ЕД-4-15/20327, но в тоже время ориентируясь на Определение Верховного суда Российской Федерации от 13.09.2016 № 310-КГ16-5041 по делу № А09-6785/2013.
Вопрос: Просим Вас представить ответ по указанной выше ситуации с учетом судебной практики Московского региона, со ссылками на судебные решения и иные источники.

нет решения 0
Налогообложение Настюшка Сорокина 2 года 1 Ответ 1317 просмотров Новичок 0

Ответ ( Один )

  1. Екатерина Куликова

    Опишите, почему вы пишете жалобу на этот ответ

    Жалоба
    Отмена

    Срок проведения камеральной проверки указан в п. 2 ст. 88 НК РФ.

    Даты начала и окончания налоговой проверки указываются в акте проверки (пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ).

    Если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представил уточненную декларацию (расчет), проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий инспекции в отношении ранее поданной декларации (расчета). Это следует из п. 9.1 ст. 88 НК РФ.

    В Налоговом кодексе РФ не указано, какая дата является датой окончания камеральной проверки, если после составления акта, но до вынесения решения была представлена уточненная декларация.

    По рассматриваемому вопросу есть две точки зрения.

    Согласно позиции, выраженной ФНС России, моментом окончания камеральной проверки является истечение установленного трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, дата, указанная в акте проверки. Аналогичное мнение выражено в судебных актах.

    Вместе с тем имеются судебные акты с выводом о том, что моментом окончания проверки является дата принятия решения по проверке.

    Позиция 1. Если после составления акта, но до вынесения решения по камеральной проверке представлена уточненная декларация, моментом окончания проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока или, если проверка заканчивается ранее, дата, указанная в акте проверки

    Письмо ФНС России от 20.11.2015 N ЕД-4-15/20327

    ФНС России указала следующее. Согласно пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки указываются даты начала и окончания налоговой проверки. Следовательно, момент окончания камеральной проверки, по результатам которой выявлены нарушения налогового законодательства, следует определять по дате, указанной в акте проверки.

    Письмо ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705

    В п. 3.4 Письма отмечено, что моментом окончания камеральной проверки является истечение предусмотренного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока со дня поступления в инспекцию декларации, либо момент ее окончания, определяемый по дате, указанной в акте проверки, в зависимости от того, что наступило ранее.

    Письмо ФНС России от 23.07.2012 N СА-4-7/12100

    ФНС России рассмотрела ситуацию, в которой при проведении камеральной проверки декларации, в которой заявлен НДС к возмещению, налогоплательщик представил уточненную декларацию после составления акта по первичной, но до принятия решения.

    Отмечено, что моментом окончания камеральной проверки является истечение установленного п. 2 ст. 88 НК РФ трехмесячного срока либо, если проверка заканчивается ранее, дата, указанная в акте проверки. Отмечено также, что момент принятия инспекцией решений, предусмотренных п. 3 ст. 176 НК РФ, не может рассматриваться в качестве окончания камеральной налоговой проверки.

    Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.06.2017 N Ф08-2787/2017 по делу N А63-4584/2016

    Суд указал, что у инспекции отсутствовала обязанность прекратить камеральную проверку ранее поданной декларации и начать проверку уточненных деклараций. Последние были представлены после составления акта камеральной проверки и фактически содержали исправления зафиксированных в акте нарушений. Поскольку предприниматель подал уточненные декларации после того, как был составлен акт, решение могло быть вынесено без учета отраженных в них сведений.

    Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 05.05.2016 по делу N А21-3435/2015

    Кассационный суд подтвердил правильность вывода нижестоящих судов, которые отметили следующее. Представление уточненных деклараций после составления акта камеральной проверки в отношении предыдущей уточненной декларации не влечет прекращения проверки по ней на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ, поскольку камеральная проверка предыдущей уточненной декларации завершена, а дата ее окончания указана в акте проверки. Позиция налогоплательщика, согласно которой датой окончания камеральной проверки является дата принятия решения по ней, противоречит положениям п. 1, пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ и ст. 81 НК РФ.

    Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.02.2017 N Ф02-7358/2016 по делу N А19-834/2016

    Суд отметил следующее. Толкование понятия «окончание проверки», данное судами при рассмотрении настоящего дела, соответствует п. 1, пп. 9 п. 3 ст. 100 и ст. 81 НК РФ, поскольку в противном случае позволяет налогоплательщику, узнавшему об обнаружении инспекцией ошибок, приведших к занижению подлежащего к уплате налога, избежать ответственности путем представления уточненной декларации после составления акта проверки и до момента вынесения решения при условии, что до представления уточненной декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

    Постановление ФАС Уральского округа от 29.10.2013 N Ф09-10299/13 по делу N А47-156/2013

    Суд апелляционной инстанции установил, что уточненная декларация представлена налогоплательщиком 23.07.2012, после составления акта проверки по первоначальной налоговой декларации (03.07.2012). В акте указано, что проверка окончена 19.06.2012.

    ФАС подтвердил правомерность вывода суда апелляционной инстанции о том, что уточненная декларация подана налогоплательщиком после окончания камеральной проверки. Соответственно, она правомерно не учтена инспекцией при вынесении решения.

    Постановление ФАС Уральского округа от 04.04.2013 N Ф09-2044/13 по делу N А47-7853/2012 (Определением ВАС РФ от 17.07.2013 N ВАС-8443/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)

    Суд установил, что после составления акта проверки по первой уточненной декларации налогоплательщик представил вторую уточненную декларацию. Это было сделано до вынесения решения, однако при его принятии вторая декларация не была учтена. Суды нижестоящей инстанции признали решение инспекции недействительным, указав, что при таких обстоятельствах проверка считается оконченной в день вынесения решения.

    ФАС, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, отметил следующее. Толкование понятия «окончание проверки», данное нижестоящими судами, противоречит не только п. 1, пп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ, но и положениям ст. 81 НК РФ. Оно предоставляет налогоплательщику, узнавшему об обнаружении инспекцией ошибок, приведших к занижению подлежащей уплате суммы налога, возможность избежать ответственности, представив уточненную декларацию после составления акта проверки и до вынесения решения при условии уплаты до представления уточненной декларации недостающей суммы налога и соответствующих пеней.

    Моментом окончания проверки суд признал дату, указанную в акте проверки.

    Позиция 2. Если после составления акта, но до вынесения решения по камеральной проверке представлена уточненная декларация, моментом ее окончания признается день вынесения решения по проверке

    Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 04.07.2017 N Ф10-1884/2017 по делу N А54-3820/2016

    Суд указал, что под моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ следует понимать дату вынесения решения.

    Поскольку налогоплательщик подал уточненную декларацию до вынесения оспариваемого решения, инспекция должна была прекратить камеральную проверку по ранее поданной декларации и начать новую. У налогового органа не имелось правовых оснований для вынесения такого решения без учета уточненной декларации.

    Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 17.10.2013 по делу N А45-24606/2012

    Суд указал, что под окончанием проверки понимается не буквальное окончание проведения тех действий, которые совершает инспекция до составления соответствующего акта, а полное завершение всех действий по проверке, заканчивающихся принятием решения. Это объясняется тем, что продолжение всех действий в отношении декларации, которая была уточнена налогоплательщиком, не имеет смысла. Под моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ следует понимать дату вынесения решения.

    При этом суд отклонил довод налогового органа о том, что моментом окончания камеральной проверки является истечение трехмесячного срока проверки первоначальной декларации, поскольку инспекция приняла оспариваемые решения.

    Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 16.08.2013 по делу N А70-9253/2012

    Суд указал: моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ является дата вынесения решения.

    Поскольку пятая уточненная декларация была подана налогоплательщиком до вынесения оспариваемых решений, инспекция должна была прекратить камеральную проверку по четвертой уточненной декларации и начать новую.

    Постановление ФАС Московского округа от 18.02.2013 по делу N А40-68918/11-129-295

    Суд установил, что налогоплательщик представил в инспекцию первую уточненную декларацию 26.10.2010. При ее проверке 09.02.2011 был составлен акт, и 03.05.2011 принято решение. 08.04.2011 налогоплательщик подал вторую уточненную декларацию.

    Суд указал, что моментом окончания камеральной проверки применительно к п. 9.1 ст. 88 НК РФ признается дата вынесения решения. В данном случае вторая уточненная декларация подана до вынесения решения, поэтому инспекция должна была прекратить камеральную проверку по первой уточненной декларации и начать новую проверку.

    Суд отклонил довод инспекции о том, что камеральная проверка оканчивается в день составления акта проверки. ФАС отметил, что прекращение камеральной проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. Решение по ранее поданной декларации не выносится.

Напишите ответ

Обзор